Техника эстафетного бега кратко

Задача 1. Создать представление о технике эстафетного бега

Решая эту задачу, необходимо: дать краткую характеристику эстафетному бегу; ознакомить занимающихся с историей эстафетного бега; рассказать правила соревнований; показать технику передачи эстафетной палочки различными способами; разобрать кинограммы с техникой эстафетного бега.

Методические указания: добиваться от занимающихся правильного представления об эстафетном беге; обращать внимание на главные моменты техники; убеждать занимающихся в значимости эстафетного бега для команды и как эффективного тренировочного средства.

История

Эстафета – название, заимствованное из итальянского языка, где слово «staffa» означает «стремя». Легко понять, что в прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставлять донесения, гонцам приходилось менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», – это позволяло сохранить максимальную скорость передвижения.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые эстафетный бег был включен в программу Игр IV Олимпиады (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции – 200 200 400 800 м. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.

) спортсмены разыгрывали медали уже в двух классических эстафетах – 4×100 и 4×400 м. Победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с). В дальнейшем золотые награды в эстафетном беге на Олимпийских играх обычно завоевывали американские спортсмены. Успешно выступали в эстафете и советские бегуны.

На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4×100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) – победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед.

Эстафетный бег 4×100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4×400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4×100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр. В 1993 г. сборная команда России на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) заняла первое место, а на Олимпийских играх в Пекине (2008 г.) наши девушки сенсационно завоевали золотые медали (42,31 с).

Еще более успешно наши легкоатлетки выступают в эстафете 4×400 м, которая впервые была проведена на Олимпийских играх 1972 г. Советские спортсменки побеждали в этой дистанции эстафетного бега на Играх 1980 и 1988 гг. и чемпионате мира 1991 г., а российские бегуньи выиграли чемпионат мира 1999 и 2005 гг. Установленный нашими спортсменками на этой дистанции мировой рекорд (3.15,17 с, Сеул) остается непревзойденным уже более 25 лет.

На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) у мужчин в эстафете 4×100 м с новым мировым рекордом (36,84 с) победила команда бегунов из Ямайки. В мужской и женской эстафете 4×400 м первыми были представители США. Наша женская команда стала второй, а мужская – пятой.

Первая эстафета состоялась в 19 веке. Она заслужила огромное признание публики и завоевала популярность, спорт был быстро включен в Олимпийские игры 1908 года. Тогда так называемая экзотическая эстафета, шведский стиль карьеры, стала очень популярной.

Представлял он из себя преодоление бегунами дистанции с неравномерными промежутками: 100-200-400-800 м. Как правило, в соревнованиях принимали участие люди, владеющие широким спектром беговых дисциплин, начиная от сверхкороткой и заканчивая средней.

Позже спринтерские дистанции стали набирать большую популярность и приобретать широкую симпатию у приезжих гостей.

Дисциплина стала набирать огромную популярность и большую симпатию среди гостей. В те дни 4 * 100 м стала самой популярной и вскоре заняла первое место в олимпийской программе.

Впоследствии на этой дистанции прибавилась бег на высокой скорости: 4 * 400 м, а экзотическая шведская эстафета утратила свой статус и отказалась от программы олимпийских соревнований.

Правила эстафеты очень похожи на стандартные правила спринта. Основной момент в этом спорте — передача палки.

Он должен быть доставлен в пределах специального 20-метрового коридора для эстафеты 4 * 100 м.

Старт бегуна

Эстафетный бег - история, правила, виды и техника занятий

Старт – это начальная точка дистанции, с которой спортсмен начинает движение. Отличие обычного бега на дистанции от эстафеты, заключается только лишь наличием специальной палочки в руке. Старт бывает двух видов: низкий и высокий.

Низкий старт применяют для того, чтобы набрать наиболее максимальную скорость. Это позиция была заимствована у кенгуру, так как при команде «на старт» или выстреле, спортсмен, сжимая тело как пружину, резко бросается вперед. При этом он опирается на специальный инвентарь – стартовые колодки, которые устанавливаются в самом начале дистанции и используются для упора ноги в момент отталкивания.

Старт разделяется на три последовательных действия:

  1. При команде «на старт» спортсмен подходит к черте, встает на одно колено, упираясь этой ногой на колодку, первый и второй пальцы прикладывает к стартовой полосе, не задевая линии, а в другой руке удерживает палочку, голову опускает или поворачивает в сторону партнера, впоследствии получающего палочку.
  2. Методика обучения эстафетному бегуПосле последовательной команды «внимание» руки выпрямляются в локтях, а таз поднимается немного выше положения плеч.Тяжесть тела при этом переносится на руки, тем самым происходит полная подготовка к старту.
  3. При команде «марш» руки одновременно отрываются от земли, а ноги совершают мощное отталкивание до полного выпрямления толчковой ноги. Слыша эту команду, спортсмен вырывается вперед, стараясь сразу развить высокую скорость.
Предлагаем ознакомиться  Тренажеры в спортзале и их предназначение: виды, названия, классификация и как на них заниматься

Отличие низкого старта от высокого состоит в различительных особенностях позиции:

  1. При команде «на старт» одна нога носком ставится к линии старта, а другая отводится назад в положение «на носок», руки при этом опускаются.
  2. Команда «внимание» означает такие манипуляции: тело наклоняется вперед, одну руку выводят вперед, другую – назад. Ноги при этом слегка сгибают.
  3. По команде «марш» начинают бежать.

Эстафетная палочка представляет собой металлический или деревянный цилиндр, длиной 30 см и диаметром 4 см. Передается палочка только из рук в руки, не разрешается ее бросать. При случайном обронении палочки, подбирает ее передающий. Если палочка пронесена без нарушений от старта до финиша, то дистанция считается пройденной.

Для передачи эстафетной палочки установлена зона передачи в 20 м. То есть она разделена на 10 м от начала одного этапа, и на 10 м до последующего. Спортсмен, принимающий палочку, имеет право разбежаться за 10 м до этой зоны, что позволяет развить наиболее высокие результаты скорости.

Наиболее частой ошибкой в прохождении эстафеты является отклонение от рамок коридора, то есть обозначение дистанции, имеющее ограничение в ширине (4 м) и в длине (100 м).

В приемах передачи эстафетной палочки, как правило, используют два способа: «сверху» и «снизу».

Но передача «сверху-вниз» является более рискованной из-за возможности утери инвентаря. Существует и передача из левой руки в правую. Что имеет ряд преимуществ.

Поскольку в момент подачи скорость получающего гораздо ниже скорости передающего, получающий разбегается за 10 м до точки соприкосновения, что позволяет соблюдать обще командный темп. Этот способ наиболее распространен среди спринтеров. Также используется метод с перекладыванием палочки, то есть заменой левой руки на правую, и способ без перекладывания, который наиболее часто используется.

Финиширование в эстафете ничем не отличается от бега на короткие дистанции. Скорость в конце дистанции довольно сложно сохранить, она обычно снижается на 4-7%. Различают несколько видов:

  • обычным пробеганием;
  • рывком груди вперед;
  • финиширование боком.

При обычном пробегании финиша учитывается время преодоления ноги финишного створа, то есть воображаемой вертикальной стены. Также в некоторых ситуациях спортсмен преодолевает финиш посредством выпячивания груди, что позволяет раньше коснуться финишной ленты.

Еще одним видов окончания бега является прорывание ленточки касанием плеча. Такой метод используется в основном при находжении соперников на одном уровне, что позволяет раньше одержать победу.

Например, российская команда использует первый метод, а команда США предпочитает второй. В этом случае передача сверху вниз считается более рискованной, поскольку палка может выйти из-под контроля.

Кроме того, техника переноса может быть выполнена путем перемещения рычага левой руки вправо без его перемещения.

Конкуренция требует бдительности, координации и умения не отставать друг от друга. Без этого точная и быстрая передача эстафеты невозможна. Поэтому тренер должен уделять внимание не только развитию навыков эстафеты, но и поддержанию коллективного духа.

Средства: передача и прием эстафетной палочки на месте с предварительной имитацией движений рук как при беге; то же, но на время; передача и прием эстафетной палочки в ходьбе; то же, но в медленном, а затем в быстром беге.

Методические указания: занимающиеся выстраиваются в две шеренги: первая – принимающая, вторая – передающая; расстояние между шеренгами 1,5 м, вторая шеренга смещена на корпус в левую или правую сторону в зависимости от того, в какой руке находится эстафетная палочка; занимающиеся выстраиваются по четыре человека в шахматном порядке на расстоянии 1,5 м друг от друга и передают эстафетную палочку;

Средства: бег с высокого старта без опоры на руку и с опорой на руку; старт при выходе на прямую; старт при входе в поворот.

Методические указания: при овладении стартом на дорожке нужно добиться устойчивого и удобного положения на старте; научить принимающего эстафету бежать у внешней линии дорожки на втором и четвертом этапах и у внутренней – на третьем этапе; добиваться, чтобы не было перехода на другую дорожку.

Средства: путем многократных пробежек на максимальной скорости установить расстояние от принимающего эстафету до контрольной отметки; передача эстафеты на максимальной скорости в зоне передачи.

Методические указания: многократное пробегание всей дистанции командой утомительно, поэтому передачу эстафеты лучше отрабатывать парами (связками – первый этап со вторым и третий этап с четвертым; на следующий день тренировать передачу второго с третьим этапом); тренировка в передаче всех вместе; последовательность тренировок можно менять.

Способы передачи палочки

Техника обучения этому виду спорта ничем не отличается от бега по прямой или по кругу.

  1. Тренировки следует начинать с представления общих понятий об эстафете и ознакомления с историческими корнями этого вида бега. Затем проводится демонстрация правил передачи палочки в виде показов слайдов и обучающих фильмов, разъясняется значение слаженности и точности движений между участниками команды.Немаловажно и убеждение в том, что помимо значимости эстафеты для команды, тренировки носят и обще оздоровительный характер.
  2. Методика обучения эстафетному бегуВторым этапом является обучение правильной передаче палочки.Начинают эти тренировки стоя на месте, имитируя движения рук при беге, ходьбе, а также рассматривают и ознакамливают с правилами передачи на разных скоростях (от минимальной до максимальной).
  3. Третьей задачей является обучение бегуна старту на этапах дистанции. После освоения этой техники необходимо понять как наблюдать за партнером при старте на контрольной отметке.
  4. Четвертым этапом является приобретение навыков в передаче эстафетной палочки на максимальных скоростях. Осуществляется это путем многократного пробегания сначала небольших отрезков дистанции с увеличением скорости, а затем и на прохождении дистанции всей командой.
  5. Последним и завершающим этапом в обучении становится совершенствование техники бега на максимальных скоростях, что позволяет добиться высоких результатов эстафетной команды.
Предлагаем ознакомиться  Показать технику скандинавской ходьбы

Задача 1. Ознакомить с эстафетным бегом и создать у занимающихся представление о технике передачи эстафеты

Применяемые средства

Методические указания

а) Краткая характеристика видов эстафетного бега

Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России

б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки

Показать технику передачи на различной скорости.

Показ сопровождать анализом техники с использованием видео

Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя

Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.

По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом

б) То же, но по сигналу передающего

Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи

в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге

Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно

г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя

Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему

д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего

Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися

Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету

Применяемые средства

Методические указания

а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация

Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего

б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой

Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком

в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот

Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.

Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища

г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки

Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь

Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах

Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек

б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи

Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме

в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи

Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости

г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего

Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу

Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств

При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем – 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III – наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу

б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне

Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи

в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий

Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра

г) Командный бег «на результат»

Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи

Предлагаем ознакомиться  Велотренажеры для дома – какой лучше выбрать? Рейтинг по отзывам покупателей

Уметь правильно держать и передавать (снизу и сверху) эстафетную палочку на месте и в движении.

  1. Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
  2. Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
  3. Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.
  1. Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
  2. То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
  3. Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
  4. Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
  5. Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
  6. Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
  7. Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.

Ошибки

Способ устранения

1. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафеты

Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища

2. Передающий бежит с палочкой в вытянутой руке

Вытягивать руку только после того, как есть убежденность в готовности принимающего принять эстафету. Команду «Хоп» подавать при приближении на 1-1,3 м

3. Принимающий эстафету не фиксирует опущенную для приема руку, а передающий неточно вкладывает палочку в руку партнера

Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.

Имитировать передачу на месте или в медленном беге

4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку

Проводить больше тренировок в условиях стадиона, по стандартным разметкам «коридора»

5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу

Уточнить контрольную отметку, сделать несколько пробежек в парах без эстафетной палочки

Во время гонки имейте в виду: у спортсменов, которые выполняют передачу, есть ряд ошибок, которые необходимо устранить:

  • Неправильное держание эстафетной палочки. Чтобы решить эту проблему, вам нужно часто тренироваться.
  • При команде «Хоп» происходит молниеносная передача палочки. Это не правильно. Чтобы освоить навык временной выдержки, нужно многократно повторять это действие с минимальной и максимальной скоростью движения.
  • Держа палку, бегите с вытянутыми руками. Вы не можете обойтись без команды, потому что это действие также требует многократного повторения спортсменов в бою.
  • Передающий раньше времени оставляет дорожку. Это указывает на незнание правил конкуренции и правильности, которые должны быть исправлены путем повторения основных принципов.
  • Поздний или ранний разбег. Важно руководствоваться временными рамками всего турнира, идеально координировать свои действия и не получать штрафных очков.
  • Рука превращается в передатчик без соответствующей команды. Способность воспринимать эстафету на разных скоростях нужно многократно улучшать.
  • Победитель поворачивает голову, чтобы убедиться, что палочка исчезла. Ты не сможешь это сделать. Весь процесс передачи должен выполняться в движении, поэтому во время передачи должны отвести взляд. Приемник делает это без блокировки руки, когда он берет палку. Рука сжата. Для этого во время преподавательской карьеры учитель следит за мастерством своего ученика и предлагает выполнять это упражнение для него на разных скоростях.

Задача 5. Совершенствование техники эстафетного бега

Совершенствование в технике эстафетного бега возможно только при беге с максимальной скоростью. Тренировку следует проводить только в начале занятия, пока спортсмены еще не устали; использовать эстафетный бег как часть спринтерской тренировки. Перед соревнованиями необходимы контрольные тренировки на всю дистанцию.

При распределении этапов среди спортсменов надо помнить, что на первом этапе бегуны пробегают 110 м, на втором и третьем – 130 м и на четвертом – 120 м. На первый этап обычно ставится бегун, обладающий быстрым стартом и умеющий бежать по повороту; на второй и третий этапы – более выносливые спортсмены, умеющие лучше других передавать и принимать эстафету; на последний этап желательно ставить самого быстрого, волевого и эмоционального спортсмена.

В процессе тренировок и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности передачи эстафетной палочки и показать высокий результат.

Оцените статью
Арт йога
Adblock detector